Главная
19 | 03 | 2024
Чип-тюнинг

ЧИП-ТЮНИНГ

 Слово "чип" в электронике означает "микросхема" или "полупроводниковый кристалл", а "тюнинг" - точная настройка. В автомобиле чип-тюнинг - это точная настройка системы управления двигателя путем изменения программы в микросхеме ПЗУ электронного блока управления. Эту программу принято называть прошивкой.

Чип-тюнинг - это самый простой и самый быстрый тюнинг двигателя. Автопроизводители, создавая автомобиль, настраивают его на "золотую середину"– совместить необходимую мощность, малый расход топлива, экономичность, экологичность и другие параметры.

Поэтому серийные модели, как правило, балансируют между этими двумя характеристиками и способны удовлетворить только среднего покупателя. Однако резерв для увеличения того или иного показателя остается. Кроме этого в серию попадают программы содержащие ошибки. Цель чип-тюнинга оптимизировать программу управления для увеличения мощности и крутящего момента, улучшить динамику, избежать “провалов” и “вялости” хода. К сожалению, заводские прошивки не самые оптимальные по мощностным характеристикам. Порой в них имеются ошибки, допущенные разработчиками ПО. 

Как пример, завод отзывает созданные им же прошивки и рекомендует новые для их замены:

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО № 70-2005-И  по перепрограммированию контроллеров «Январь 7.2»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО № 67-2009 по перепрограммированию контроллеров «М73»

Цель чип-тюнинга - устранить эти недостатки, повысить мощность на 8-10%, увеличить крутящий момент, сделать автомобиль динамичнее, в общем, изменить характер машины, позволяющий сменить стиль езды и почувствовать комфорт от вождения.

Прошивки условно делятся на три категории:

- Динамичные

- Двухрежимные

- Экономичные

Динамичные прошивки 

Динамичные прошивки - название говорит само за себя. Они для тех, кому нравится активный стиль езды, резкий старт, быстрый набор оборотов.

С другой стороны, устанавливая динамичную прошивку, совершенно не обязательно носится по дорогам "сломя голову". Во многих случаях динамичный чип-тюнинг делается для запаса мощности, чтобы сократить время обгона, тем самым исключить риск при выполнении маневра.

Понятно, что дополнительную мощность мы можем получить, только сжигая дополнительное топливо. Поэтому, казалось бы, машины, прошедшие чип-тюнинг, должны быть очень прожорливыми. Но на практике этого не происходит. Дело в том, что все современные программы управления двигателем многорежимные. Они "включают" такие калибровки (например от положения педали «газа»), которые соответствуют условиям движения. Например, если мы движемся в спокойном темпе, калибровки будут взяты из экономичного режима. Если начнем интенсивно разгоняться, программа, выполняя волю хозяина, будет использовать таблицы для максимальных нагрузок, невзирая на потребление топлива.

Скриншоты изменения калибровок:

 

 

  

 Двухрежимные прошивки

Двухрежимные прошивки дают возможность управлять автомобилем в двух режимах, другими словами в один ЭБУ записываются два варианта калибровок, которые переключаются между собой кнопкой или тумблером.

В ЭБУ устанавливаются две прошивки, например, стандартная и динамичная. Такое сочетание позволит экономить топливо в городе и активно двигаться по трассе. Выбор двухрежимной прошивки также оправдан, если машиной управляют два человека по очереди - спокойный, уравновешенный и любитель высоких стартов. 

Так же актуальна двухрежимная прошивка для автошкол и частным инструкторам своих учебных автомобилей. Индивидуальный чип-тюнинг для учебных автомобилей поможет решить эти проблемы. Переключение между режимами происходит при включенном зажигании или работающем двигателе. В первом режиме установлены повышенные обороты холостого хода, около 1100об/мин и отсечка оборотов происходит на 2500 – 3000 об/мин (или на любых других по желанию инструктора), отключена функция «анти-жек», которая автоматически повышает и снижает обороты в зависимости от нагрузки двигателя. Этот режим для учеников. Во втором режиме работает стандартная или динамичная прошивка(по желанию инструктора), на которой можно в обычной манере передвигаться по городу.

Скриншоты создания двухрежимной прошивки:

 

 

 

 Экономичные прошивки.

Экономичные прошивки дают возможность экономить топливо. Их имеет смысл устанавливать только тем, кто никуда не торопится, имеет железные нервы и способен флегматично наблюдать обгоняющие его машины, в народе такие прошивки называют «тошниловка». Нельзя наивно думать, что после установки экономичной прошивки расход топлива резко снизится. Устанавливая такую прошивку, нужно всегда помнить о манере езды - не раскручивать двигатель более 2500 об/мин, раньше переключаться на повышенную передачу, не нажимать резко на педаль «газа», также не рекомендуется двигаться накатом на нейтральной передаче, избегать ненужных торможений, поездок на короткие расстояния, особенно зимой. При несоблюдении всех этих простых правил, от экономичной прошивки можно получить совершенно противоположный результат. Машина превратиться в прожорливого монстра.

Мы можем заменить штатную программу на следующих ЭБУ:

Январь 5.1, Январь 7.2,  Январь 7.2+, VS-5.1, Bosch MP 7.0, Bosch 7.9.7, Bosch 7.9.7+, M73 и М73 закрытые от считывания и программирования.

Делать или не делать чип-тюнинг - решать вам. К тому же этот вид тюнинга намного доступнее и бюджетнее, чем «железный» тюнинг.