Главная Информация Справочник Классификация водителей ч. 1
18 | 02 | 2020
Классификация водителей ч. 1
14.09.17 10:45

voditelКлассификация водителей
(Часть 1)

Классификация водителей по методам управления автомобилем

 

"Возмутитель спокойствия"
После обгона одиночного автомобиля или даже колонны автомобилей такой водитель встраивается вперед и начинает тормозить и задерживать общее движение. „Дергает" и "раскачивает" всю колонну, что приводит к дорожно-транспортным происшествиям. В этом случае лучше выехать из такой „дергающейся" колонны и обезопасить себя и других.

“Прижимщик"
Идущий впереди вас автомобиль едет все время у осевой, а когда вы хотите проследовать мимо него в своем правом ряду, он включает сигнал поворота направо и одновременно туда же направляется автомобиль. Советов, как избежать конфликтов в этом случае, несколько: немного снизить скорость и увеличить дистанций, пытаясь понять его намерения; тормозить, если ситуация становится опасной; если есть возможность, попытаться обойти его слева.

„Собакевич"
Он, как и гоголевский герой, всегда наступающий вам на ноги, обладает удивительным свойством вначале сделав, маневр поворота, а потом посмотреть вокруг.
Разновидность „собакевича" - водители легковых и грузовых автомобилей, которые обязательно должны хоть чуть-чуть наехать колесам на бордюр тротуара. Часто это не от неумения, а из-за небрежности и „неуважения" к элементам обустройства дороги.

„Зубило"
Это один из опасных типов водителей, которые на закруглениях дорог выезжают на встречную полосу, чтобы спрямить траекторию движения и при этом меньше поворачивать руль. Такие встречи чаще заканчиваются „моральным столкновением" — стрессом, но иногда и оторванными крыльями, которые срубаются, как зубилом. Особенно часто такие „зубило" встречаются на дорогах в сильнопересеченной или горной местности.

„Экстремист"
Водитель, который не снижает скорости при ограниченной видимости: „косой — обгоняет на крутом правом повороте; „слепой" обгоняет на верхнем переломе продольного профиля. От таких водителей необходимо беречься даже на своей полосе. Спасение от них только в снижении скорости и в съезде на обочину.

„Мямля"
Опасный вид водителя. Основной признак такого водителя — задолго до перекрестка или объезда (например, стоящего автобуса) начинает двигаться, „крадучись", снижая скорость чуть ли не до скорости Пешехода. Естественно, вы думаете, что он идет на поворот, и в зоне пересечений готовитесь пройти по его месту, но ... в последний момент „мямля" задает стрекача в основном направлении, мешая всем встречным и поперечным. Такое вождение характерно для водителей, которые плохо ориентируются на дорогах, в указателях и знаках, а также для тех, кто не имеет четкого стратегического и тактического плана поездки. Все это нервирует других водителей. Как вести себя, встретив такого водителя! Его разгадаешь не сразу, но даже при небольшом намеке на такого, постарайтесь отстать, не мешай сзади идущим, или, улучив момент, обойти его.

„Прицеп"
Тип водителя, которого можно наблюдать при движении на загородных порогах. Часто у таких водителей автомобили имеют переднюю часть „со шрамами". Такой водитель загипнотизирован задней частью движущегося перед ним автомобиля. Не соблюдая дистанции, он жмется к заднему буферу впереди идущего автомобиля и бывает наказан. Но, к сожалению, не только он. Есть несколько методов, рассчитанных на то, как избежать подобных инцидентов: чуть-чуть снизить скорость и держать ее очень ровной. „Прицеп" не выдержит и обгонит.

„Прилипала" (вариант „прицепа")
Тип водителя, которого можно чаще наблюдать при движении в городских условиях (рис. 28). Поведение его объясняется „гипнозом" расстояния между автомобилями, которое было при остановке перед перекрестком.
Водители этого типа, трогаясь после остановки перед перекрестком и увеличивая скорость, почему то дистанцию между автомобилями не увеличивают. Такая манера движения еще не очень опасна до скорости 50 км/ч и даже имеет свою положительную сторону, так как при этом перекресток значительно быстрее освобождается для пропуска автомобилей в поперечном направлении. Но при дальнейшем увеличении скорости и при подъезде к следующему перекрестку движение вплотную зачастую приводит к нежелательным последствиям.
Избежать этого явления трудно, но можно, если, разгоняясь, с самого начала движения увеличивать немного дистанцию от сзади идущего автомобиля. Это необходимо для того, чтобы „прилипала" не ударил вас, если передний автомобиль резко затормозит. У вас будет достаточная дистанция, чтобы затормозить более плавно и оставить автомобиль „прилипалы" с целым капотом.
Еще один способ избежать удара сзади (если вы заметили за собой „прилипалу") состоит в том, чтобы разгоняться очень плавно, сдерживая „прилипалу", и не обращая внимания на его агрессивность. Кроме того, он будет все время настороже. Этот метод влияет и на воспитание „прилипалы".

„ Резинщик"
Тип водителя, противоположный „прилипале". При трогании автомобилей с места „резинщик" сразу начинает отпускать передний автомобиль, „растягивая" дистанцию, т.е. как бы натягивая резину рогатки. После того как первый автомобиль набрал постоянную скорость, второй идет еще в режиме разгона, чтобы достичь скорости первого. И вот, когда второй вышел на режим первого, по каким-то причинам первый вдруг начинает резко тормозить. Виноват в этом, конечно, и водитель первого автомобиля, но тяжелые последствия наступают не только для него.
Водитель второго автомобиля не может быстро переключиться с режима разгона на режим торможения и в результате происходит дорожно-транспортное происшествие. Для водителя второго автомобиля такое состояние можно определить как прерванное трогание, аналогичное авиационному прерванному взлету, когда самолет еще не в небе, но уже и не на взлетной полосе. Прерывание такого процесса всегда чревато катастрофой.
Избежать таких инцидентов можно синхронным троганием с места и последующим очень плавным движением, не давая „резинщику" увеличивать дистанцию („натягивать резину" для возможного удара). Другой способ — прямо противоположный — мгновенно оторваться от „резинщика" и обеспечить себе безопасную дистанцию. Неплохо при этом сменить полосу движения.

»0севик"
Есть водители грузовых и легковых автомобилей, которые стремятся двигаться как можно ближе к осевой линии, считая, что все встречные автомобили должны сторониться, создавая им условия для такого движения. Это очень опасный тип водителя, так как он загипнотизирован осью дороги. С таким водителем и на самом деле не стоит „ проводить беседу" на дороге, а необходимо, действительно, сторониться его, как чумного. Долго он так не проездит. Ведь на дорогах встречаются и другие „осевики".

„Молния"
Такой водитель двигается, мгновенно меняя свое положение на дороге и прокладывая свой путь по неисповедимым законам Никто из наблюдающих за таким водителем не может определить, куда он двинется в следующий момент и в кого ударит. Если водитель типа „молния" управляет автомобилем на влажной или снежной дороге, то можно видеть, что траектория следов его движения зигзагообразна. Когда такой водитель не мешает вам, не обращайте на него внимания. Это сделает сотрудник ГИБДД. Если это за городом, дайте три коротких сигнала, чтобы „заземлить молнию". Если же после сигналов успокоение не приходит, то это хроническая болезнь, которую нужно лечить на воскресных лекциях в ГИБДД или с метлой в руках на автобазе.

„Фигаро"
На протяжении всего маршрута меняет полосы движения, петляя, как заяц. Иногда это даже полезный и безопасный „фигаро", поскольку он использует малейшее свободное пространство и быстро уходит из основной группы автомобилей, освобождая место для других. Но чаще он все же вызывает усмешки водителей, так как все равно у каждого перекрестка стоит с нами на одной стартовой линии.

„Слаломист"
„Вешками" для него являются стоящие и едущие автомобили, мотоциклы, а также пешеходы. Такой водитель демонстрирует фигурное перестроение, своеобразный автомобильный слалом. Может ненароком и задавить или ударить. Но этот водитель почти всегда безопасен, если близко нет перекрестка (в противном случае он может всех „перекрестить" своим внезапным появлением). И обычно же „слаломист" идет на скорости большей, чем другие, и тем не доставляет остальным неприятностей, если они сами не будут шарахаться в сторону.

„Многополосник"
В отличие от многостаночника не приносит пользу. Пожалуй, вернее было бы назвать его междуполосником. Автомобиль такого водителя всегда едет между двух полос, поэтому следующие за ним не могут нормально двигаться по своим полосам с нужной им скоростью. К этой же категории относятся и водители, которые едут обычно по своей полосе, но на перекрестке у линии „Стоп" ухитряются остановиться так, что в первом эшелоне вместо пяти-шести автомобилей размещаются три. На крупных перекрестках сдерживать размах подобных водителей помогает разметка.

„Капкан"
Есть водители, которые, достаточно резко выехав из бокового проезда на основную дорогу, через несколько десятков метров также шустро сворачивают с нее в другой проезд. При этом они не обращают внимания на других участников движения и часто как бы ловят в капкан или, применяя хоккейную терминологию, „принимают на корпус" пытавшегося обогнать их неосторожного водителя с сановной дороги, который думал, что раз уж автомобиль выехал на магистраль, то он вряд ли будет тут же съезжать с нее. Совет попавшимся „в капкан" может быть один (если уже поздно тормозить или проскочить с разгона) - „под ручку" въехать с „капканщиком" в боковой проезд. Начинать сигналить звуком нужно только после того, как вы оба полностью въедете на ненужную вам дорогу. Скорость при этом надо уже подбирать под того, кого вы взяли „под ручку".

„Торопыга"
Вызывает самое большое опасение, выезжая из ворот или из переулка на основную магистраль. Он не станет ждать. Он поворачивает на улицу без подготовки, а потом иногда и не спешит.

"Растяпа"
Раз включив указатель поворота, фары или подфарники в тоннеле, продолжает ехать с ними до тех пор, пока не спохватится или не попадет в дорожно-транспортное происшествие. Опасен тем, что дезориентирует других водителей, создавая при этом непонятные ситуации.
Включенные подфарники, правда, не вызывают таких ситуаций, но они - первый признак того, что перед вами водитель — „растяпа". И сваливать в данном случае на усталость или утомление нечего. Если устал, надо отдохнуть, а заставлять десятки людей думать, почему он показывает, что едет направо, а поворачивает налево, слишком большая потеря для всех. Такой маневр на дороге — это обман, за который нужно наказывать. И чем на большей скорости продемонстрирован этот обман, тем строже должно быть наказание.
Также плохо, если водитель делает маневры, не сигнализируя об этом заранее. Такие нарушения особенно часто наблюдаются у водителей грузовых автомобилей и еще более часто у водителей автомобилей-фургонов.

»Сено—солома"
Пример „растяпы", который нам приходилось не раз наблюдать: впереди, посередине своей полосы движется автомобиль. Вот он начал чуть-чуть замедлять ход и значительно ушел вправо почти вплотную к обочине. Сигналов никаких нет. Водитель сзади идущего автомобиля вполне резонно считает, что сейчас будет остановка первого автомобиля на обочине или съезд вправо. И он начинает обгон. В это время первый автомобиль резко поворачивает влево. Обычно это кончается без жертв, но бывает и так, что сгорают оба автомобиля, так как задний автомобиль бьет в заднюю часть переднего или в бак под кузовом.

"Дачник"
Некоторые водители, привыкшие ездить по сельским дорогам, не отработали в себе "правила оповещать водителей задних автомобилей, выезжая с местной дороги на основную, видя, что та слева и справа пуста. Это и закрепляется у него в привычку. В полной уверенности, что дорога по-прежнему пуста, он и движется до того места, где ему нужно свернуть. А так как съезды на местных дорогах достаточно узкие и съехать с них можно только под большим углом к основной магистрали, то водитель и забирает сначала вправо, чтобы затем, не снижая скорости, въехать на знакомую ему и невидимую для других дорогу, ведущую иногда... в больницу, иногда... к вечному покою. И все это из-за того, что в голове у него, как в остановившемся калейдоскопе отпечаталась только одна картинка пустынной дороги.

„Слепила"
К этому типу относятся водители, упорно не переключающие свет с дальнего на ближний при встрече с другим автомобилем. Это чаще всего делают водители автомобилей большой грузоподъемности, которых на их „тропе" не очень беспокоит встречный свет. Они забывают, что водители легковых автомобилей сидят гораздо ниже и по сути их глаза находятся почти на уровне фар грузовых автомобилей.
Бывает и „задний слепила". Это тот, кто идет где-то в колонне, не включая дальний свет и слепя водителей передних автомобилей через зеркало заднего вида. Правда, в последних моделях отечественных автомобилей (легковых) зеркало заднего вида можно поворачивать из дневного положения в ночное. Но все же лучше, если у идущего сзади автомобиля фары переключены с дальнего света на ближний.
С „передним слепилой" сладить трудно, а спорить, кто ярче и кто сильнее светит, не советуем. А вот с „задним слепилой" иногда приходится разговаривать „автомобильной мимикой". Сначала включите 3 раза стоп-сигнал. Если это не помогает, включите попеременно секунд на пять то левый, то правый указатель поворота. Следующий по порядку метод - несколько раз слегка притормозите, включая каждый раз правый указатель поворота и приглашая тем самым „слепилу" выполнить маневр обгона. Если и это не помогает, остановитесь и пропустите водителя-труса, который боится первым ехать в темноту, но не понимает неуютного положения коллеги, которого он слепит через зеркало заднего вида.
Опытные водители едут, чередуясь, т.е. меняют друг друга в качестве лидера. Задние при этом не включают в фарах дальний свет, надеясь, что лидер в случае опасности предупредит их или снизит скорость до безопасной.

„Эгоист"
Умеет остановиться так, а иногда и оставить автомобиль в таком месте и в таком положении, что его не объедешь. Особенно опасно встретить автомобиль подобного водителя на темной улице. Да и днем с таким бывает трудно. Еще хорошо, если он сидит в автомобиле и дремлет. При сигнале может и отъехать. А если такие водители,
что бросят наискосок свой автомобиль, а сами - в столовую или домой. Потом еще и ругаются, что их автомобиль либо поцарапали, либо переставили на другое место.
Иногда водитель ставит автомобиль так: одно колесо на тротуаре, второе на газоне, а два других на проезжей части очень узкого подъезда к дому. Если временно что-то нужно разгрузить, пожалуйста, но затем следует освободить проезд. Опытные водители следуют всегда пословице „Подальше положишь — поближе возьмешь". Если удобное место для стоянки находится в 50...100 м от места вашего „присутствия", то, конечно, лучше оставить автомобиль там.

„Законники"
Водители такого типа соблюдают Правила дорожного движения с „упреждением", как, например, охотники, которые стреляют по движущейся мишени. Водители-„законники" (и они считают это правильным) начинают резко тормозить задолго до начала свечения не только красного, но и даже зеленого мигающего сигнала светофора, сдерживая за собой все автомобили, которые безопасно и согласно правилам успели бы. преодолеть пересечение. В результате на автомобильной дороге происходят дорожно-транспортные происшествия.
Такие водители надоедают, мешают, нервируют примерно так же, как тихоходный транспорт, движущийся по автомагистрали. Самое удивительное то, что „законников" трудно убедить в неправильности подобного поведения. Связываться с такими водителями не следует. Это обычно желчные, недалекие люди, которые к тому же не понимают юмора.
Одна из разновидностей „законников" — водители, которые все хорошо знают (и теорию автомобиля, и, конечно, Правила дорожного движения, и все другие законы), но плохо ориентируются в том, что делают другие на дороге. Они думают, что закон полностью защищает их в любых ситуациях, и если они будут его строго соблюдать, даже не обращая внимания на других, то им обеспечена полная безопасность движения. У такого „законника" на глазах словно бы шоры, которые мешают ему даже из автомобиля, остановившегося у пешеходного перехода, заметить в трех шагах своих хороших знакомых.
Этот тип водителей характеризуется остекленевшим взглядом, который он простирает только перед собой и иногда, собрав все силы и пересилив „впередсмотрение", с недовольной миной переводит на зеркало заднего вида. Несмотря на неукоснительное соблюдение правил, управлять автомобилем „законник" не умеет и не научится, потому что подсознательно боится этого.
Иногда с „законником" происходит следующая неприятность, корни которой лежат в его стремлении мгновенно выполнить любой сигнал светофора или регулировщика. Если такой водитель увидит желтый сигнал светофора даже при проезде линии „Стоп", он резко тормозит и останавливается, как вкопанный. Вот тут-то в него и „бьют" сзади идущие автомобили. Или, например, работник ГИБДД показал жезлом в землю (причем энергично), и водитель-„законник" останавливает автомобиль сразу, не оглядываясь и не озираясь. Опытный же водитель сначала примет все меры, чтобы предотвратить удар сзади, а потом уж остановится. Поэтому не рекомендуется останавливаться мгновенно. Не будьте „законником", иначе вы можете получить гораздо больше неприятностей от удара сзади, чем от выговоров инспектора.

"Рак-отшельник"
Некоторые водители постоянно „возят" с собой причину дорожно-транспортного происшествия, как рак-отшельник свою раковину. Попадая в дорожно-транспортное происшествие, они, как правило, ссылаются на внезапность возникновения критической ситуации. На самом деле она возникает из-за отсутствия навыков, умения, опыта и тренировки, а главное из-за нежелания думать при управлении автомобилем и развивать в себе способности предвидеть обстановку хотя бы на 10 с вперед. Что значит „наезд произошел внезапно"? И почему у опытных водителей почти не бывает внезапностей? Они возникают только в том случае, если водитель не очень хорошо знает состояние дороги, автомобиля и свое собственное.
Так, после проезда на воде накладки тормозных колодок теряют свои фрикционные свойства. Если вы двигались до этого с небольшой дистанцией, то необходимо ее увеличить. Иначе получается следующее. Водитель впереди движущегося автомобиля еще до проезда лужи затормозил. При этом тормозные колодки прижались к барабанам и вода между ними не попала, а вы этого не сделали. После выезда из большой лужи водитель первого автомобиля затормозил, как обычно, и остановился, как обычно. Вы же затормозили, как обычно, но остановились, к сожалению не так, а на гораздо большем расстоянии, поскольку тормозной путь вашего автомобиля удлинился против обычного. Вот вам и внезапный наезд, которого при известной предусмотрительности можно было избежать. Для этого необходимо поступить так же, как водитель первого автомобиля в момент проезда лужи, или, если вы этого не сделали, то значительно увеличить дистанцию, помня о том, что торможение мокрыми тормозными колодками менее эффективно.
Если вы видите, что впереди идущий автомобиль с отрывом подпрыгивает при наезде на неровности дороги, то следует притормозить свой автомобиль заранее. Иначе может получиться так. Первый автомобиль подпрыгнул и остановился. Его двигатель „заглох". Ваш автомобиль подпрыгнул и продолжает движение. Тут вы увидели, что передний автомобиль находится чересчур близко, нажали на педаль тормоза, но ... воздух не может затормозить колеса. Результат — разбита передняя часть вашего автомобиля из-за еще одной досадной неожиданности.

"Прикладник"
Отсутствие навыков поведения во время дорожно-транспортного происшествия чревато очень тяжелыми последствиями. Многие водители и пассажиры гибнут, казалось бы, при очень простых дорожно-транспортных происшествиях. Опишем лишь такой случай. Узкая дорога, два встречных автомобиля. Большой грузовой и небольшой легковой. И вот в момент проезда мимо друг друга легковой автомобиль своей задней частью цепляется за среднюю или даже переднюю часть грузовика. Казалось бы, что тут сложного — „чиркнул" и все. Опытный водитель при этом делает так; как только он чувствует сбоку удар, то увеличивает скорость движения и в крайнем случае с отогнутым буфером или поврежденным задним крылом выходит „победителем" (часто не останавливаясь до самого гаража; вот это выдержка!) движется дальше.
Для неопытного водителя это почти всегда кончается дорожно-транспортным происшествием, так как при малейшем скрежете металла о металл он бросает педаль управления подачей топлива и, что еще хуже, нажимает на педаль тормоза. Удар из разряда касательных переходит в „боковой прикладной" (в смысле приложиться боком). Что же происходит при таком ударе? Два автомобиля со страшной силой „складываются" друг с другом, как режущие части ножниц. Точкой вращения является место первоначального касания. Иногда даже бывает так, что удар из разряда „бок-бок" переходит в разряд „лоб-лоб", который почти всегда кончается дорожно-транспортным происшествием (с катастрофическими последствиями).

"Мотоциклист"
Всем известно, как ездят некоторые мотоциклисты, как шустро шныряют между автомобилями, как круто заворачивают. Есть водители автомобилей, которые поворачивают рулевое колесо сразу на 90°. Это явные мотоциклисты в худшем смысле слова. Настоящий же автомобилист эти 90° разложит на шесть частей по 15°, на девять частей по 10° или в крайнем случае на три части по 30°.
Если вы чувствуете в себе „мотоциклетное начало'1, то наш совет - не становитесь водителем транспортных средств по перевозке пассажиров или длинногабаритных грузов. Жидкость тоже не возите. При неполной цистерне может получиться гидравлический удар. Металл возить можно, но без прицепа. В противном случае сломает борт или автомобиль опрокинется.
Разновидность „мотоциклиста" является „скороворот". Его прозвали так из-за того, что он резко и на большой угол поворачивает рулевое колесо. Такое прозвище пристало к тем водителям, которые поворачивают в переулок, на петлю съезда или просто на закруглении дороги малого радиуса без снижения скорости. Что творится при этом в салоне или кузове автомобиля, его не интересует.
Гонки с „тенью". Иногда опытному водителю бывает и смешно, и грустно. Это бывает тогда, когда он видит специалиста по гонкам с „тенью". Что это за водитель? Такой водитель на своем автомобиле обгоняет все транспортные средства. А когда некого обгонять, то старается обогнать свою тень. Это такой тип водителя, который равнодушно не может видеть впереди себя никого — даже свою тень. Особенно раздражают его обгоняющие автомобили. Но надо помнить, что на дороге первым никогда не будешь.
И вот гонит такой водитель иапрополую. Гонит и гонит, хотя необходимости в этом нет никакой. Для того, чтобы убедить его в нецелесообразности таких методов управления, нужно много энергии. Это опасный тип водителя, но не для других, а для себя. Его недостаток — водительская распущенность, переходящая в хроническую болезнь типа алкоголизма. Это своего рода маньяк, который, преследуя свои, не всегда четко сформулированные цели, не брезгует никакими методами. Водитель управляет автомобилем на пределе, а иногда и выше своих профессиональных возможностей. Спасает его от дорожно-транспортных происшествий только случайность. Такой водитель быстро стареет и как водитель, и как человек.
Могут сказать, что через этот этап проходит каждый водитель. Правильно. Но -большинство преодолевает его вскоре после начала вождения, а вот некоторые так и остаются на стадии этой „детской болезни".